История создания

История художественно-эстетического образования в МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ в фотографиях и статьях

                                                            

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

 

(статья Людмилы Леонидовны Зениной, директора Западно-Сибирского центра регионального методического центра по музыкальному образованию в журнале "Школьный вестник", 2011).

Являясь директором Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию, я работала с разноуровневыми  учреждения: с ВУЗами, музыкальными колледжами и колледжами культуры, детскими музыкальными школами и общеобразовательными школами с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. Картина вырисовывалась в масштабном плане с проблемами и перспективами. В начале 80-х годов в новосибирской консерватории зародилась идея, высказанная заведующим кафедрой музыкальной педагогики М.М. Берлянчиком: музыкальное образование должно быть всеобщим, и осуществлять его надо не через музыкальные, а через общеобразовательные школы. Замысел был грандиозный и рассчитан на весь Западно-Сибирский регион, для начала было решено осуществить его в одной из школ Железнодорожного района.  Инициатива консерватории и участие её студентов и выпускников в этом проекте сыграли огромную роль. Однако нельзя не отметить, что состоялся проект также благодаря заинтересованной работе всего педагогического коллектива 168-й школы того времени, особенно директора Шмаковой Галины Павловны и завуча Климовой Надежды Николаевны.

Сейчас в Новосибирске немного таких школ. Художественно-эстетическая деятельность коллектива 168-й направлена по передовым путям в педагогике, психологии, научно обоснована с методической точки зрения. Эстетическое образование в школе способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, творческого позитивного отношения к жизни. Постигая искусство, ребёнок развивается в личностном и общечеловеческом плане: он учится добиваться цели, кропотливо трудиться, создавать духовные и материальные ценности. Становясь успешным в одном из видов художественной деятельности, выпускник проецирует этот успех на свою будущую жизнь.

         В течение многих лет я неоднократно посещала в школе № 168 открытые уроки, семинары, экзамены по музыкальному инструменту, концерты и праздники, была знакома с деятельностью отдельных творческих коллективов, участвовала в работе жюри открытой городской олимпиады по искусству. Слушая удивительно тонкие и глубокие высказывания детей об изучаемых произведениях на уроках музыки, невольно сравнивала их с односложными и стандартными «разборами» в музыкальной школе. Огромное художественное впечатление произвела на меня опера «Снегурочка» в исполнении юных артистов Музыкального театра «Синяя птица» на сцене театра «Красный факел», поставленная Ф.Ф. Волосниковым.  Я видела, что 168-я имеет своё лицо, свою позицию, свою дорогу в эстетическом образовании. Шло время, менялись дети, но и сейчас неизменными остаются в школе атмосфера любви к искусству и принцип обучения, сочетающий профессионализм и доступность.

 

 

В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ УВЕРЕНЫ

 

(статья Леонида Сибирякова в газете "Вечерний Новосибирск", 17.06.1998)

- За много лет работы в школе, казалось бы, пора привыкнуть: каждый год провожаешь выпускников, каждый год принимаешь новичков, которые расту, взрослеют, раскрывают свои способности и таланты и, в конце концов, сами становятся выпускниками. Но всё равно каждый выпуск словно от сердца отрываешь, как родных детей провожаешь в большую жизнь. Всех ведь их любишь… Всё думаешь, что такого прекрасного выпуска больше в жизни не будет… А на следующий год всё повторяется.

         Такими словами встретила меня директор школы № 168 Галина Павловна Шмакова. Так кто же нынче выходит из школы, чьи труд и знания вольются завтра в дела родного района и города? Пытаясь ответить на этот вопрос, я побеседовал с теми, кого застал после очередного экзамена в школе – семью учениками 11В класса.

         Алиса Зубова, например, много лет увлекается археологией и историей, участница многих научно-практических конференций школьников. Для неё волнений, связанных с конкурсными экзаменами, не будет – по итогам городской научно-практической конференции она принята в ВУЗ без экзаменов. Изучать будет, разумеется, свою любимую историю.

         Андрей Кугаевский на городском конкурсе юных политологов получил диплом в номинации «Античная культура». Он же активный член школьной команды интеллектуальных игр. Недавно представлял Новосибирск на всероссийских соревнованиях юных интеллектуалов. Команда нашего города, сформированная из представителей нескольких школ, была признана там самой утверждающей себя командой.

         А его одноклассница Наташа Максимчук на этих же соревнованиях была названа «Лучшим спикером России»… Наташу привлекают естественные науки, экология, биология. И мечтает она, чтобы появился в районе на месте пустырей большой и красивый ландшафтный парк.

         Машу Дёмину, третью участницу школьной команды интеллектуалов больше всего интересует английский, история, политология. Перспективы своего района она связывает с развитием города в целом, потому что серьёзных успехов можно добиться, только развивая и поддерживая интеграцию всех районов.

         Серёжа Буров и Костя Быханов – известные в школе музыканты. В последнее время выступают фортепианным дуэтом. И не только в школе – ребята успешно участвовали во многих ответственных конкурсах юных исполнителей. Но посвящать судьбу музыкальной карьере не собираются. Первый из них хочет поступать в НГУ на экономфак (всё-таки не минула эта мода и школу с эстетическим уклоном), а второго наряду с музыкой привлекает математика и информатика, и учиться он намерен в техническом ВУЗе.

         А как же всё-таки эстетический уклон? Ведь ни один из семерых не собирается стать профессионалом именно в этой сфере. Так может быть, зря потрачены сотни и тысячи учебных часов, и надо было выбирать школу с другим профилем?

- Ни в коем случае! – практически в один голос ответила вся семёрка. – Именно эти знания сделали нас такими, какие мы есть. Они неоценимо много дали для развития личности, обогатили кругозор, открыли мир культуры. И если кто-то считает, что эти знания сейчас бесполезны, не нужны, такой человек глубоко неправ.

 

 

«ЗВАЛА ДОБРО СЧИТАТЬ ДОБРОМ»…

(фрагменты из статьи заслуженного работника культуры РФ Галины Фроловой из журнала «Народное образование» № 10, 1997)

Сегодняшняя школьная программа чрезвычайно богата научными знаниями и мало оставляет места для художественного знания, для развития души. Чрезмерная интеллектуализация приводит к нравственной глухоте и эстетическому невежеству выпускников. К сожалению, история даёт нам немало примеров того, что «гений и злодейство» оказываются совместимя в одном человеке. Прекрасные профессиональные данные и – жестокость, великолепные знания и – отсутствие чувства долга перед обществом, перед Родиной, блестящая эрудиция и – злоупотребление властью.

Как рождаются эти парадоксы?

Непростителен с нравственной точки зрения «подсчёт» и в человеческих взаимоотношениях. Дар любви, дар дружбы – этот высший дар бескорыстия – не подчиняется доводам логики и силе знания, иначе он обращается в свою противоположность, и человек тогда обкрадывает себя и общество: утрата невосполнимая. От неспособности любить – к нежеланию жить. Нам нужна программа воспитания чувств. Впрочем, такую программу уже осуществили в 168-й новосибирской школе.

В последние годы на педагогических конференциях разного уровня обязательно услышишь отчаянное: «Дети стали другими!» Теперь представьте состояние аудитории, собравшей лучших педагогов города на обсуждение проблем новаторства и перспектив инноваций, когда невысокая женщина с молодым румянцем и классической безупречной сединой говорит те же слова «Дети стали другими!» Но с другой счастливо-изумлённой интонацией.

Так мы познакомились с директором 168-й новосибирской школы Галиной Павловной Шмаковой, сумевшей организовать удивительный эксперимент в коллективе…

В 168-й пережили, переживают, как и все, те же страсти и беды вокруг.

Но внутри школы – особый иной мир. Может, исходной точкой стал литературно-музыкальный вечер, посвящённый Анне Ахматовой и осенённый её стихами: «Полно мне леденеть от страха. Кликну лучше Чакону Баха…»

Сейчас, когда я без упреждающего звонка заглянула в школу и праздным любопытным взором разглядывала потихоньку коридоры со множеством интереснейших информационных сообщений, кабинеты с удивительным рабочим уютом, актовый зал, музыкальные классы, художественные и театральные мастерские, я убедилась: сама школа стала другой.

Творческое вдохновение, которое накрывает человека девятым валом и подымает его к звёздным высям, неведомым унылому прагматику и осторожному реалисту. Такова атмосфера в 168-й…

Здесь считают: чтобы понимать литературу, историю, естественные и общественные законы, надо иметь развитое эстетическое и этическое чутьё. К высотам философии, психологии, этики и эстетики, истории искусства и культурологи ученика ведут с первого класса, пробуждая способность радоваться и сорадоваться, печалиться, стыдиться, восхищаться. Школьные методисты называют это «средствами создания гуманитарного пространства в школе». Пожилые учителя признаются, что здесь для них «спасение от жизни». Дети же убеждены, что это и есть сама жизнь.

Попробуем сложить портрет 168-й школы из некоторых штрихов.

В первом «В» спозаранку распевка. Звук ощупывают ладошкой, измеряют линейкой, всем существом проживают его развитие – «звуки вырастают, как цветы», они имеют цвет, характер, настроение… И вдруг нежная, добрая зажурчала мелодия:

Мама всё поймёт,

Мама всё простит,

Ведь на то она и мама…

Такая справедливая мелодия: нельзя допустить, чтобы страх, одиночество, отчуждение взросли раньше, чем душа окрепнет. Музыка словно укрывает детство добрым крылом… Третьи классы в этот день готовились к смотру с хормейстером Наталией Львовной Кочетуровой. Легко и изящно сплетались десятки голосов в один: «Живёт на свете красота-а-а». А в 5-м артистичная, пластичная, озорная, скорая на выдумку и смех Наташа Гришечкина, недавняя выпускница консерватории, творила с детьми что-то невероятное, приближающее всех к восторгу, к коллективной эйфории, когда кажется вот-вот вместе взлетят к розовым облакам, в прекрасное далёко, в страну Счастья… В расписании этот предмет называется просто «сольфеджио».

Вокальный ансамбль 6-х классов, где волшебствует другой молодой музыкант – Татьяна Суровец, похоже, эту страну Счастья уже обжил:слегка уставшие от уроков, конечно, чем-то своим уже озабоченные подростки на сцене под одним лишь взглядом учительницы так преображаются, что и зрителей, слушателей словно тёплым весенним дождём смывает, слой за слоем снимая усталость, тревогу, апатию… Как свободны, щедры чувством, юмором, верой в себя  и в жизнь дети у Татьяны Суровец. Гениальная музыка, талантливый педагог, развивающая, счастливая успехом методика – и преображённая личность ребёнка, подростка, в котором уже преобладают чувства, а не инстинкты, конструктивное поведение, а не обычный протест ради сохранения «суверенитета».

Вот так, через восторг, творчество, через осознание собственной талантливости, красоты, доброты, через доверие к миру и жизни выходят к серьёзному учебному труду-познанию, научному творчеству все начальные классы: музыкальные и общеэстетические. Эта школа не элитарная, не «отборочно-гимназическая», не альтернативная – она вариативная: учит всех, но каждого по оптимальному варианту.

Послушаем самих педагогов.

Г.П. Шмакова: Счастливое сочетание обстоятельств – школа расположена в одном из центральных районов города. Консерватория, музыкальное училище, картинная галерея, три театра, филармония, худграф пединститута – всё здесь. И четыре года, пока не появилось положение о школах с эстетическим уклоном, мы самостийно развивались за счёт студентов и родителей, среди которых есть и наши выпускники, уже пронизанные идеей гуманизации школы, изменением цели образования. Кружки, клубы, ансамбли, конкурсы – всё на энтузиазме. У своих детей мы и учились: это они в анкетах писали, что ходят в школу «ради общения», а не только за «знаниями, умениями, навыками». Что ценят в людях человеческие отношения, дружбу, доброжелательность, умение сотрудничать с другими, а не только «успехи в учёбе и спорте».

Постепенно появились у нас энтузиасты именно такого направления развития: открыть ребёнку мир, людей, творчество через развитие его чувств и воображения. Музыка, театр, живопись, искусство, психология стали не «довеском», а базой развития.

Душой этого «движения к сердцу» стала Н.Н. Климова.

«Изумительные люди, влюблённые в искусство, в культуру, в педагогику образовали как бы генерирующий идеи центр, из которого затем выросли кафедра эстетического воспитания, психологическая служба, Центр эстетического развития», - рассказывает она. – «Вскоре школа стала известна в городе своими «юными дарованиями», музыкальными классами, открытыми в своё время преподавателями консерватории, уроками-концертами филармонии, особым содержанием внеклассной работы.

Нужна была постоянная кропотливая работа, которая помогла бы создать развивающую гармоничную среду. Вот так родилась современная структура школы, несколько вариантов учебных планов, новые формы внеклассной работы, спецкурсы в старших классах. Уроки сольфеджио, музыкальной литературы, индивидуальной игры на инструментах, уроки театра и прикладного искусства, мировой художественной культуры вошли в школьное расписание. Параллельно шло образование самих учителей, их погружение в музыку, искусство, науку; родились интегративные авторские программы, спецкурсы, семинары, «круглые столы», в которых дети и взрослые работают на равных – свободных демократических началах, рождающих уважение к чужому мнению, мировоззрению, ответственность за собственное поведение. Из открытости переживаниям, миру чувств и образов произрастает открытость обществу, людям».

М.А. Грязнова: Новая ситуация в стране требует особого развития воображения, интуиции, чувств. Реальными стали не только электронный учебник, клонирование, но и безработица, платное образование и лечение, беспощадная конкуренция… Детям нужна база для мотивированного выбора будущего, смелого моделирования ситуации и поведения. Этой цели и служат наши интегративные уроки, программы, новые технологии, развивающие воображение и изобретательность.

«Моя религия – творить добро»

Три дня, которые я провела в 168-й, показали не только новые технологии, методы, подходы, но как бы и новый свет из другого тысячелетия… не посчастливилось участвовать в потрясающих уроках-концертах, уроках-дебатах, в интеллектуальных играх и семинарах, где воедино сплетались музыка, живопись, философия, литература, биология, политология, физика и т.д. И всё вместе это было зондирование будущего, постижение образа мира и своего Я в нём.

Три девятых класса, дифференцированно объединённые в малые группы, проектируя свою модель будущего, работали в философском семинаре Марины Грязновой, исследуя и преобразуя идеи великих философов, историков, писателей, политиков и антиутопистов, фантастов, прагматиков. Одна из групп моделировала открытое общество, где будет обеспечена свобода от страха, от нужды, от расовых и политических предрассудков. И слова Томаса Пейна «моя религия – творить добро» были здесь не лозунгом, а ориентиром. Только в свободной обстановке доверия Маша Ф. может сегодня безопасно отстаивать своё «особое мнение» о социализме как о справедливом добром и открытом обществе, где все гарантированно счастливы: «при настоящем социализме нет конфликта между человеком и обществом», - убеждена девушка. Тема была «Личное и коллективное», и осеняли её слова Гончарова о неизбежности нового Чацкого при всякой смене эпох…

И если для начальных классов искусство, музыка, культура – тёплая охранительная ниша, позволяющая душе окрепнуть, развиться так, чтобы без страха взглянуть в лицо жизни  и не сломаться при встрече с её сложностями, то в старших следующая ступень личностного развития – культура, творчество - служит уже средством преобразования жизни. Это чувствуешь на уроках Галины Михайловны Горловой. Её старшеклассники, изучающие новую дисциплину «Политика и право», анализируют принципы и возможности различных форм управления и самоуправления. Суждения ребят, сам урок, ход дискуссии, информация и аргументация выстроены куда более грамотно, корректно, результативно, чем иные дебаты политиков… Здесь растёт удивительный народ,  ищущий и умеющий искать правду.

Удивительны взаимопонимание и эмоциональные душевные контакты на интегрированных уроках истории у Ирины Михайловны Скобликовой, в интеллектуальных играх Владимира Григорьевича Тропина, на «ярмарке» «Народные промыслы России» Натальи Викторовны Ващук, на уроках психологии Куриловой Аллы Григорьевны. Музыка, живопись, искусство  разветвлённая психологическая служба – базисные средства и мыследеятельности и строя чувств школьника в 168-й. Сегодня уже можно говорить об особой системе художественно-эстетического воспитания и образования в этом коллективе.

Рассказывает Елена Викторовна Бурханова, завуч: У нас определились два направления – воспитание художественного вкуса через урочную и внеурочную жизнь (более 40 различных уроков-концертов в год в самой школе, посещение спектаклей, картинной галереи, вечеров симфонической музыки, оперы, балета, молодёжных студий, уроки искусства в расписании каждого класса, интегрированные уроки на основе музыки, живописи, театра, мировой художественной культуры). Второе – собственное творчество учащихся… Для первоклассников проводится традиционный праздник «Посвящение в мир искусства», для выпускников – музыкально-театрализованное представление. Готовит их, как и фестивали искусства, вся школа. Конечно, музыка, искусство вызывают в нас те образы, идеи и переживания, к которым подготовил собственный нравственный и духовный опыт.

Удивляет атмосфера сердечности и внимания к людям в самой школьной жизни. Здесь как-то снижены шум, агрессия, нервозность, тревожность и детей, и педагогов. Посетив десяток уроков, я ни на одном не увидела «ледяного» учителя, хотя дети как дети – младшие могут стесняться и капризничать, старшие – дерзить… Но как-то не зло, словно мимолётно. Другие здесь отношения: «Какая музыка была, какая музыка звучала, она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала…»

Опыт 168-й за десять лет доказал: развить слух, способность слышать и понимать музыку можно у каждого. Можно открыть в каждом бескорыстный дар любить прекрасное, научить воспринимать жизнь полнее, проницательнее. Научить быть счастливым вопреки внешним обстоятельствам и беречь счастье других. Потому что, как утверждают классики, «кто холоден к гармонии прекрасного», тот холоден к самой жизни. И в воспитании, и в обучении коллектив 168-й всё больше использует эмоциональную сферу, воздействуя на ребёнка, на способность к переживаниям, формируя мотивацию, жизненную позицию и позабытое ныне достоинство – интеллигентность.

 

МУЗЫКА В ШКОЛЕ

(статья Л. Ложниковой в газете "Советская Сибирь" № 69, 1988)

В этом классе Новосибирской школы № 168 живёт музыка. Входишь, и взгляд сразу останавливается на галерее портретов русских, советских и зарубежных композиторов. У одной из стен – застеклённые шкафы с книгами о музыке. Читаю: «Музыка и ты», «Сказка в творчестве Римского-Корсакова», «Знаете ли вы музыку?»… Три ряда голубых парт-столов, доска, закрытая белым экраном, напротив – диапроектор. Неподалёку от экрана стоит стереопроигрыватель с двумя колонками и пианино.

         В школе шесть детских хоров, оркестр народных инструментов, индивидуальное обучение игре на фортепиано, домре, баяне, гитаре, кружки ритмики и изобразительного искусства. Этот эксперимент начался семь лет назад. Педагоги Новосибирской консерватории выступили с инициативой вести педагогическую практику студентов кафедр дирижёрско-хоровой и народных инструментов в одной из общеобразовательных школ Железнодорожного района.

- Мы обращались ко многим директорам, - вспоминает старший преподаватель кафедры народных инструментов, заслуженный работник культуры РСФСР Дмитрий Григорьевич Ермаков, - но нашли лишь одного единомышленника – директора школы № 168 Галину Павловну Шмакову. На должность руководителя эстетического воспитания была приглашена Надежда Николаевна Климова – уникальный в своём роде организатор и педагог. Такие люди, конечно, есть и в других школах, их надо искать и создавать им условия для работы.

Первой пришла в школу 168 второкурсница консерватории, дирижёр-хоровик Т. Шалагинова, ей дали 1А, который стал «музыкальным». Сейчас она, закончив консерваторию, руководит сводным хором школы. Помогает ей студентка IV курса Н. Могилевская, начавшая работать с хором тоже со времён практики. Тут же с другими коллективами работает выпускница Е. Бурханова и студентка М. Забанова.

- В нашем трёхголосном хоре, - рассказывает Могилевская, - около пятидесяти ребят. Опора – семиклассница Наташа Рубцова и шестиклассник Илюша Ларичкин. Хор дважды в год показывается в консерватории, чтобы получить консультации педагогов. Несколько концертов мы дали ветеранам войны и труда, избирателям района во Дворце культуры железнодорожников, неоднократно выступали перед родителями в школе, дважды по Новосибирскому радио в музыкальной передаче, которую вёл заведующий кафедры истории музыки, доцент В. Калужский. Ребята исполняли двухголосные произведения Моцарта и Парцхаладзе. Сейчас мы работаем над классическим репертуаром: репетируем пьесу Глинки «Венецианская ночь», приступаем к хоровой миниатюре Телемана «Счастье».

Пять лет назад начал с учащимися индивидуальную педпрактику студент-баянист Валерий Приходько. Сейчас он, закончив консерваторию, руководит первым в Новосибирске школьным оркестром народных инструментов.

Домристы со своим педагогом Г.Корявцевой и концертмейстером Е. Коробейниковой являются частыми гостями в детских садах, в железнодорожном доме пионеров, в детском клубе «Сигнал».

Благодаря серьёзному отношению дирекции к эстетическому воспитанию, школа № 168 стала постоянной базой педагогической практики студентов консерватории. В программе по эстетическому воспитанию здесь заняты 19 педагогов-музыкантов. Из них 13 выпускников консерватории.

И во всех мероприятиях самое активное участие принимает Надежда Николаевна Климова. Она член Железнодорожного районного штаба эстетического воспитания школьников (его совет возглавляет проректор по научной работе Новосибирской консерватории кандидат искусствоведения Б. Шиндин). В этом учебном году Надежда Николаевна начала преподавать в 10-х классах новый для общеобразовательной школы предмет – мировую художественную культуру.

Н. Климова держит постоянную связь с преподавателями консерватории, которые охотно откликаются на её просьбы. В течение двух лет П.Муратов и В. Калужский в 9-10 классах вели факультатив. Надежда Николаевна не упускает ни одной возможности приобщить детей к искусству.

 

А что же они? Некоторые из них решили посвятить себя музыке. Семиклассница Таня Недосейкина, например, нынче завершает индивидуальное семилетнее обучение игре на фортепиано у Г. Шустина и собирается поступать в музыкальное училище. Есть в оркестре ребята, мечтающие стать баянистами как В. Приходько, а в хоре – дирижёрами как Т. Шалагинова… И всё же сейчас трудно сказать, как сложится их будущее. Может быть, очень немногие из трёхсот станут музыкантами или художниками. Но так ли уж это важно? Ведь способность к творчеству не только желательна, но и необходима в любой профессии.

 

ИЛИ ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ?

 (фрагменты статьи БурхановОЙ Е.В. из «Школьного вестника», январь 2009 года)

Школа… В 168-й работаю более 20 лет, но все время, когда звучит это слово, невольно возникает образ с фотографии сделанной нашим выпускником Зубовым Николаем.  Это радуга, раскинувшаяся над зданием школы, утопающей в зеленом море деревьев. Радуга – как символ. Покровительство это или излучение, исходящее от школы? Возможно и то и другое.

Школе – 45 лет. И то, что представляет 168-я сегодня, это результат сотрудничества коллектива педагогов и вклад отдельных людей в развитие школы. Круглые даты невольно способствуют тому, чтобы остановиться и по-новому взглянуть на пройденный путь.

Многие школы уделяют большое значение эстетическому воспитанию, но 168-я во многом была первопроходцем. Невольно возникают вопросы.

Почему со дня основания школа стала опорной у консерватории? Почему первый директор Зубарев Владимир Митрофанович, преподающий физическую культуру, привозит из Москвы скульптуры композиторов, которые устанавливают во дворе общеобразовательной школы? Две из них (скульптуры М.И. Глинки и М.П. Мусоргского) в скором времени переносят в консерваторию, а Петр Ильич Чайковский на многие годы остается встречать учеников школы в центре уютного двора.

В 1981 году школа стала базовой площадкой для нового эксперимента в области художественно – эстетического воспитания. Смелость и последовательность нового директора - Шмаковой Галины Павловны и энтузиазм учителя Климовой Надежды Николаевны позволили открыть первый музыкальный класс. Через 10 лет будут открыты общеэстетические классы, благодаря которым все ученики школы получат возможность в большей степени соприкасаться с искусством. Это и театр, и изобразительное искусство, и танец. Но музыкальное образование, остается основой художественно – эстетического образования. Более двухсот учеников музыкальных классов бесплатно занимаются на музыкальных инструментах.

Много событий прошло за это время. Чем же сейчас «светится» 168-я?

Назову лишь некоторые события, касающиеся художественно-эстетического направления.

Семь лет на базе школы проходят олимпиады по Искусству, куда вошли предметы: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. По инициативе заместителя директора Маточкиной Лилии Александровны впервые была проведена сначала районная олимпиада, затем открытая городская, теперь она достигла нового статуса, стала региональной.

Инструментальные ансамбли  гитаристов (руководитель Толпыго Анна Витальевна), баянистов (Бордунова Ольга Владимировна), флейтистов (Воронов Михаил Юрьевич), домристов  (Немцева Наталья Николаевна) ежегодно успешно участвуют в областных и региональных конкурсах. А ансамбль гитаристов уже дважды становился лауреатом на международных конкурсах!

Юные художники под руководством Миняйленко Оксаны Геннадьевны ежегодно готовят выставки, участвуют в многочисленных конкурсах, украшают город, расписывая скучные строительные ограждения монументальной живописью.

Сводный хор музыкальных классов под руководством Бурхановой Елены Викторовны шесть лет подряд носит звание лучшего хорового коллектива Железнодорожного района и является лауреатом городских смотров детского творчества и областного конкурса хоровых коллективов «Поющая школа».

На базе школы работают два Образцовых коллектива: Детский музыкальный театр «Синяя птица» под руководством Волосникова Федора Федоровича и танцевальный ансамбль «Кураж» под руководством Москаленко Людмилы Михайловны. Эти коллективы успешно выступают не только в Новосибирске, но и  на международных фестивалях и конкурсах  в Москве и Санкт-Петербурге.

Команда КВН «Хорошие ребята» под руководством Григорьевой Анны Николаевны и Гришечкиной Наталии Михайловны 10 лет блестяще побеждают на городских играх и входят в «Золотую лигу» лучших команд. Два последних года представляли Сибирский регион на Всероссийских играх команд КВН в оздоровительном лагере Океан (Владивосток), где завоевали Гран-при.

Поддерживает это сияние стабильный педагогический коллектив. Преобладающее большинство из 30 сотрудников кафедры Искусство работают в школе от 10 до 20 лет. Это Эткина Алла Израилевна, Петровская Елена Прокопьевна, Лотоцкая Виолетта Анатольевна, Койфман Янина Александровна, Кирюхина Евгения Ивановна и другие.

 В преддверии тридцатилетия художественно-эстетического направления хочется пожелать, чтобы Радуга чаще появлялась над Школой!

 

И что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Заболоцкий)